О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
2. Содержательный раздел представляет общее содержания Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.Образовательная программа ДОУ
3. Организационный раздел должен содержать описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средства обучения и воспитания, включать распорядок и / или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей(законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентируется Программа Организации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей.
2. Используемые Примерные программы.
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
В результате анализа содержания работы по экономическому воспитанию детей в двух подготовительных группах в сентябре 2008 года были выявлены проблемы, которые способствовали поиску наиболее эффективных методов и средств экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребѐнка 5-7 лет.
Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.
Задачи:
Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Отличительной особенностью данной программы является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях,театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Значение экономического образования для государства и общества.
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика - это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому образованию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое образование подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость образования с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.
Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями
Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность.
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность) (приложение 1)
Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой (приложение 2) в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей
Содержание программы
Теоретической основой программы являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучсения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С. Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова) В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и …экономика».
Принципы реализации программы:
Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Реализация задач экономического воспитания предполагает следующие направления работы:
проведение анализа уровня экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
создание картотеки игр;
организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
накопление информационной базы по теме;
составление плана работы;
взаимодействие с родителями.
Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:
- от простого к сложному
- от известного к неизвестному
- от занимательного к новому
Игры сгруппированы в четыре блока:
|
Таблица 1. |
|
|
|
Распределение игр по блокам. блок |
задачи |
игры |
|
Мир денег |
Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже |
«Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам». |
|
Мой город |
Сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей |
«Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод» |
|
Мир товаров |
Знакомство с разными формами сбыта продукции |
«Рынок», «Аукцион», «Рекламное «Детская лотерея» |
|
Моя страна |
Знакомство с ресурсами своего края, региона, страны |
«Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта» |
Программа экономического воспитания старших дошкольников «В гостях у Гнома Эконома»
Основными условиями экономического развития у дошкольников является:
- взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экономического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экономического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экономическая грамотность самих взрослых.
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
создание обогащѐнной развивающей среды в группах;
информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
включение детей в социоигровые ситуации
участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
дидактические игры: ―Веселые повара‖, ―Придумай рекламу‖, ―В доме зарплата‖, ―Береги все, что нас окружает‖, ―Накорми животных‖, ―Детки с чьей ветки?‖, ―Что из чего изготовлено‖, ―Подбери витрины магазинов‖, ―На необитаемом острове‖.
организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
подборка пословиц и поговорок (приложение 5).
Формы работы с родителями
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
Анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений) (приложение 6);
Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
Участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
Родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
Индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
Участие родителей в дидактических играх экономического содержания.
Методы и приѐмы, используемые при реализации программы
Приемы организации детей в процессе обучения:
Работа небольшими группами;
Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приемы активизации умственной активности детей:
Включение игровых упражнений;
Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
Выполнение нетрадиционных заданий;
Решение проблемных ситуаций.
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Приемы обучения:
Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
Вопросы к детям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.- №6. – с. 14-19. 2. Ботько, А.В. Сущность экономического воспитания на современном этапе 3. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с. 4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!: (Экономическое образование дошкольников) Обруч. – 1999.- №1 – с. 29-31. 5. Как знакомить детей с денежными единицами: (Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25. 6. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161. 7. Леонова, Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – с. 128-130. 8. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. - №15. – с.2. 19. Нарушева, Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4. С. 23-24. 10. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/ О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. - № 7. – с.17 -18. 11. Прокофьева, О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука – практике. – Могилев, 2006. – с.112 -115. 12. Савкусанова, Л. Экономика и человек: [О программе экономического образования дошкольников] // Обруч. – 1999.- № 1. с.27 -28. 13. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. - №10. – с.22-24.
14. Шатова, А.Д. Дошкольник и ...экономика //Обруч. -1999.- №1. – с. 29-31. 15. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179- 18 16. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. №1. – с. 4-7.
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Образовательная программа «САН КЪОМАН ХАЗНА» (далее-Программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Программа обеспечивает реализацию Дошкольного аспектаЕдиной концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Программа направлена на духовно - нравственное воспитание детей средних, старших и подготовительных групп через ознакомление с устным народным творчеством, обычаями, традициями, культурой, бытом чеченского народа.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является чеченский фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, рассказов, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.
Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Обратиться к истокам народной культуры, творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.
Ещё Ушинский говорил, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём их жанровом многообразии: потешки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Фольклор – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Систематическое и планомерное ознакомление детей с устным народнымтворчеством оставит в душе ребенка глубокий след, поможет понимать и ценить прошлое своего народа, будет способствовать духовно-нравственному развитию личности, вызовет устойчивый интерес к чеченской культуре, истории, традициям, обрядам, народным произведениям.
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте
Цель программы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них
необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах села.
Задачи:
1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов;
2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме;
3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге;
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения;
5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге;
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на две возрастные группы: 5-6 лет, 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Срок реализации программы 1 год. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 72 для каждой возрастной группы, которые проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 5-6 лет – 20-25 минут; 6-7 лет – 25-30 минут.
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой |
|
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Актуальность программы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
| Форма обучения | Очная |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
| Форма обучения | |
| Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
| Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
| Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Об учебном плане
Учебный план МБДОУ №2 «Марьям» соответствует ряду требований, имеющих отношение к структуре учебного плана, а именно: наличие пояснительной записки к учебному плану и собственно плана.
Учебный план ДОУ является составляющим компонентом основной образовательной программы дошкольного образования, входящим в состав организационного раздела, обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС), определяет объем нагрузки для каждой возрастной группы детей на текущий учебный год.
Учебный план призван обеспечить введение в действие и реализацию требований ФГОС ДО, с учетом потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).
определяет максимально допустимый объем нагрузки на воспитанников;
- определяет состав и структуру обязательных разделов примерной программы, а также части, формируемой участниками образовательного процесса;
- гарантирует всем воспитанникам получение обязательного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- предоставляет воспитанникам возможность для реализации индивидуальных образовательных потребностей, развития своих способностей.
Учебный план создан с учетом соответствующих норм, содержания социального заказа, особенностей и интересов потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Социальный заказ отражен в части, формируемой участниками образовательного процесса.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный учебный график- является локальным нормативным документом,регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году. Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика должно включать в себя следующие сведения: - режим работы ДОУ; - продолжительность учебного года; - количество недель в учебном году; - сроки проведения каникул, их начало и окончание - массовые мероприятия, отражающие направления работы ДОУ; - перечень проводимых праздников для воспитанников; - сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов - освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - праздничные дни; - работа ДОУ в летний период. Режим работы ДОУ, рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресение - выходные дни. Согласно статье 112 Трудового Кодекса Российской Федерации в годовом календарном учебном графике учтены нерабочие (выходные и праздничные) дни. Продолжительность учебного года составляет 36 недель (1 и 2 полугодия) без учета каникулярного времени. Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает организацию первичного, промежуточного и итогового мониторинга. Обследование проводится в режиме работы ДОУ, без специально отведенного для него времени, посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми. Праздники для воспитанников в течение учебного года планируются в соответствии с Годовым планом работы ДОУ на учебный год и Уставом ДОУ. Организация каникулярного отдыха в детском саду (середина учебного года, летний период) имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Для эффективного физиологического и психологического развития детей планирование каникулярного отдыха тщательно продумывается. Воспитательно–образовательная работа в летний оздоровительный период планируется в соответствии планом работы на летний период, календарем жизни ДОУ, тематическим планированием дней и недель, а также с учетом климатических условий. Календарный учебный график отражает планирование массовых мероприятий для воспитанников, проводимых летом. Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОУ до начала учебного года. Все изменения, вносимые ДОУ в календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего образовательного учреждения по согласованию с учредителем и доводятся до всех участников образовательного процесса. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с календарным учебным графиком